Согласно традиционной терминологии дизайнеров «коллажом» называют работу, скомпонованную из уже готовых фрагментов. С появлением и быстрым распространением технологии фотографии в середине XIX века зарождается и фотомонтаж. Изначально комбинированная съемка применялась лишь в технических целях. Например, во время съемки группового портрета один из его участников мог случайно пошевелиться, моргнуть и испортить весь кадр. В результате приходилось делать несколько идентичных снимков, чтобы выбрать из них самые удачные изображения каждого участника будущего снимка и из них уже монтировать окончательный вариант группового портрета. Еще одной причиной комбинированной съемки являлось иногда большое количество участников портрета. Порой участников парадного, многолюдного портрета было так много, что не всегда представлялась возможность собрать всех одновременно и в одном месте. В этом случае их фотографировали отдельно, а затем помещали отдельные кадры в одну композицию. Технические возможности не позволяли фотографу сделать одновременную качественную съемку пейзажа и облаков, что также приходилось комбинировать из разных кадров.
Впервые технологию комбинирования применили англичане Д.Хилл и Р.Адамсон, которые из 470 подготовленных портретов сумели создать в 1843 году потрясающую композицию «Заседание Свободной церкви в Шотландии». В неописуемый восторг привела королеву Викторию многофигурная помпезная композиция «Два жизненных пути», смонтированная О.Г.Рейландером. Первый известный фотомонтаж в России был создан С.Левицким в 1860-х. Это был портрет императрицы. Все эти работы не противоречили действительности, представляли собой монтаж — метод обработки фотографии. Художественные свойства фотомонтаж начинает приобретать в начале двадцатого века, к его прототипами можно отнести и рекламные плакаты и монтажные театральные афиши. Эпоха авангарда оказала поистине революционное воздействие на развитие монтажной фотографии. Методы кубизма и изобретенный им коллаж оказали огромное влияние на формирование эстетики фотомонтажа. Новый метод комбинирования изображений привлекает к себе внимание сюрреалистов и дадаистов, проповедующих иррационализм и создающих в своем творчестве другую действительность. Рауль Хаусманн считается основоположником дадаистского монтажа. Ярким представителем художественного метода фотомонтажа считается Дж.Хартфилд, известный своими знаменитыми плакатами-памфлетами.
Длительное время существовало лишь 2 метода фотомонтажа: 1 — механический, при котором из фотографий вырезались и подгонялись под заданный масштаб нужные изображения, затем их приклеивали на бумагу и переснимали вновь; 2 — проекционный, при котором снимки на фотобумаге печатались последовательно с разных негативов. Эта методика получила невероятно широкое распространение с появлением компьютерного монтажа и развитием новейших цифровых технологий. Сегодня варианты использования фотомонтажа доступны при желании любому пользователю компьютера. Невероятно расширилась сфера применения и использования фотомонтажа — журналы, плакаты, открытки, альбомы, художественный фотоколлаж. Сегодня создание коллажей является широко распространенной и востребованной услугой. В коллаже вы сможете реализовать ваши самые смелые мечты. Реалистичный фотоколлаж можно распечатать на майке, холсте или кружке, сделать оригинальный календарь, словом, реализовать любую фантазию.