Дизель

Современный дизельный двигательРудольф Дизель — выдающийся немецкий изобретатель. В истории автомобилестроения известны имена таких немецких изобретателей, как Г. Даймлер, К. Бенц, американского изобретателя и промышленника Г. Форда. Изобретение, сделанное Р. Дизелем, ставит его в один ряд с этими великими именами, ибо без его открытия немыслим мир машин сегодня. Р. Дизель является создателем двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, носящим его имя. Родился Дизель 18 марта 1858 года. Родители будущего изобретателя были немцами, эмигрировавшими во Францию. После начала франко-прусской войны семью выслали в 1870 году в Англию. Образование Дизель получил в Германии, он с отличием окончил Мюнхенскую Высшую политехническую школу. В 1880 году известный инженер Карл фон Линде берет его на работу в отделение своей фирмы в Париже.

Будучи еще студентом, он увлекается идеей увеличить КПД паровой машины, который не удавалось поднять выше 10%. Дизель стремится создать двигатель, в котором воздух сжимается так, что при соединении его с топливом возникает нужная для воспламенения температура. Этот двигатель может работать не только на дорогостоящем бензине, но и на солярке, керосине, нефти. В 1890 году его переводят в отделение фирмы в Берлине, где он закончил свои расчеты и дал теоретическое обоснование «экономического термического двигателя».

Рудольф Дизель
Рудольф Дизель

Наконец 28 февраля 1892 года он получил патент на созданный им четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Это был патент на первый двигатель, в котором происходит самовоспламенение топливной смеси от сжатия. Впоследствии двигатель назовут именем изобретателя. Дизель решил сжимать в цилиндре двигателя чистый воздух, а не горючую смесь. Когда давление в цилиндре достигало 90 атм, а температура достигала почти 900 градусов, в цилиндр под высоким давлением подавалось жидкое топливо, которое тут же воспламенялось. Расширяясь, газы, двигали поршень. Благодаря такому решению, значительно повышался КПД двигателя, здесь не требовалась система зажигания.

Дальше Дизель приступает к воплощению своей идеи в жизнь и в конце июля 1893 года вместе со своими помощниками он проводит испытание первого в мире дизельного двигателя. Однако, под давлением опытный образец разлетелся на части, едва не лишив жизни изобретателя и его помощников. В июне 1894 года была создана вторая модель двигателя, в которой давление доходило до 35-40 атм, а температура в конце сжатия доводилась до 600 градусов. Опытный образец проработал в течение минуты и совершил 80 оборотов. Успех пришел с запуском нового опытного образца в 1896 году — КПД нового двигателя было на 10% выше, чем у бензиновых двигателей, он был экономичен, работал на дешевом топливе.

Один из первых дизельных двигателей
Один из первых дизельных двигателей

Продемонстрированный в 1897 году двигатель Дизеля был высоко оценен во многих странах, патент был куплен многими крупнейшими компаниями  Франции, Германии, Англии, России, Бельгии, Швейцарии. Уже в 1898 году он неожиданно становится миллионером, получая доходы от продажи патентов. Двигатели Дизеля получили в 1900 году Гран-при на всемирной выставке, проходившей в Париже. Однако, двигатели, запущенные в серийное производство, не всегда работали удовлетворительно, часто выходили из строя. Многие заводы по выпуску двигателей имели устаревшее оборудование и Дизель потратил много сил и времени, чтобы разработать современные станки по выпуску двигателей, найти подходящие сплавы, подготовить высококлассных специалистов. К началу 20-го столетия основные трудности были преодолены и двигатели нашли широкое применение в промышленности и на транспорте.

Умер Рудольф Дизель 29 сентября 1913 года. Смерть его и сегодня окутана тайной. Известно, что на пароходе «Дрезден» он направлялся из Антверпена в Лондон, где открывался завод по производству двигателей. Вечером он спустился в свою каюту и больше его не видели, его тело через несколько дней было найдено рыбаками в море. Возможно, это был несчастный случай, возможно, изобретатель свел счеты с жизнью из-за финансовых трудностей, возможно, это было убийство по заказу нефтяных магнатов, а возможно, талантливый изобретатель был устранен агентами тайной службы Германии, чтобы тот не продал свои открытия Англии накануне первой мировой войны. Как бы там ни было, а обстоятельства его гибели так и остались нераскрытыми. Созданный Дизелем двигатель работает и совершенствуется, он приводит в действие суда, тепловозы, большегрузные и легковые автомобили, тракторы и многоместные автобусы, передвижные электростанции и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: