Когда нельзя что-то выразить обычными словами, на помощь приходит музыка. – Э. Гофман.
Язык музыки универсальный и един для всех. Чтобы её понять, нужно лишь открыть свое сердце звукам, способным творить настоящие чудеса. Но для того, чтобы появились эти звуки, нужны музыкальные инструменты.
Челеста в переводе с итальянского означает «небесный». Те, кто хоть раз слышал как звучит этот инструмент, с этим определением конечно согласится. Звук челесты напоминает звон маленьких колокольчиков. Сам инструмент внешне похож на фортепиано, также имеет хроматическую черно-белую клавиатуру. Но диапазон челесты гораздо меньше, чем у пианино и включает в себя всего 4 октавы.
Устройство челесты
Челеста — клавишный ударный инструмент. Звук извлекается путем удара молоточков по металлическим пластинам. Принцип работы этого инструмента схож и звукоизвлечением на фортепиано. Отличие в том, что молоточки ударяют не по струнам, а по небольшим металлическим пластинам со специальными резонаторами из дерева. Несмотря на внешнюю схожесть с фортепиано, звучание этих инструментов заметно отличается.
История челесты
Прародителем челесты можно смело назвать клавир, который был известен с конца 18 века. Челеста же появилась на сто лет позже благодаря Огюсту Мюстель, который смог усовершенствовать дульситон — инструмент, созданный его отцом. Сегодня мы можем наслаждаться божественными звуками челесты. Вокальная студия Solo в г. Санкт-Петербург осуществляет запись на бесплатное занятие пением всех желающих. Впервые публичное выступление челесты в составе симфонического оркестра состоялось в 1888 году. Приблизительно в это же время великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал этот чудесный инструмент во время своего путешествия по Франции. Её звучание буквально поразило композитора своей чистотой и воздушностью и, вернувшись домой, он включил партию для челесты в один из своих самых знаменитых балетов, которые стали популярны во всем мире. В балете «Щелкунчик» одним из самых известных номеров является «Танец Феи Драже». Главную тему этого номера исполняет челеста, создавая поистине потрясающий звуковой эффект. Создаётся впечатление невесомости и прозрачности музыкального полотна. Таким образом, благодаря Чайковскому этот замечательный инструмент стали использовать музыканты и нашей страны.
Челеста в симфоническом оркестре
В качестве сольного инструмента челеста практически не используется. Но её звучание отлично гармонирует с симфонический оркестром, в состав которого она вошла. Зачастую партию челесты исполняет пианист оркестра, ведь принцип игры такой же, как при игре на рояле. В партитурах прошлых лет иногда присутствует партия стеклянной гармоники. На сегодняшний день этот инструмент в оркестре не используется, поэтому его партию исполняет именно челеста, имеющая схожее по тембру звучание. Возможно, партия челесты в симфоническом оркестре и не отличается виртуозностью, не имеет замысловатой мелодии, но при этом её звучание добавляет музыке некий шарм и неповторимый колорит.
Челеста в джазе
Если в составе симфонического оркестра челеста была известна в конце 19 века, то в джазовый коллектив она влилась несколько позже, приблизительно с 20-х годов 20 века. В своих произведениях звучание челесты использовали такие композиторы, как: Т. Монк, М. Л. Льюис, У. Л. Смит, Д. Эллингтон, О. Питерсон и другие музыканты.
Звучание челесты довольно самобытного, но именно это и способно внести в джазовую музыку некую изюминку, которая сделает произведение незабываемым.
Услышав звучание челесты однажды, каждый слушатель уже не сможет спутать её с каким-либо другим инструментом.