Суппорт

Суппорт Появление и распространение металлорежущих станков с механическими держателями для резца — суппортами стало одним из больших достижений в сфере машиностроения в начале XIX столетия. Этот, казалось бы, незначительный придаток к станку, на самом деле оказал огромное влияние на распространение и усовершенствование машин. Изобретение токарного станка относится к глубокой древности, однако вплоть до конца XVIII века его конструкция претерпела незначительные изменения. Несмотря на различия в деталях своего устройства, у всех была одна принципиальная особенность: заготовка при обработке вращалась, а резец был в руках мастера. Были, конечно, и исключения — держатель для резца в копировальных станках, позволявший выполнять затейливые изделия сложной формы. Станок был оснащен двумя ступорами, в одном крепился резец, в другом — копировальный палец. Это приспособление давало возможность вытачивать изделия, не используя руку работника. Однако копировальные станки были дорогими и сложными.

Суппорт токарного станка
Суппорт токарного станка

В часовом производстве на некоторых станках использовались суппорты для выточки высокоточных деталей в часовом механизме. Постепенно суппорты начали устанавливать на токарные станки. Простейший крестовый суппорт такого токарного станка вращался вокруг оси и приближался к обрабатываемой детали с помощью винта, но перемещаться вдоль нее не мог. Во второй половине XVIII века возникла острая необходимость обрабатывать массивные железные детали (зубчатые колеса, валы, винты раной величины) с большей точностью. Особо остро встал вопрос после изобретения паровой машины. Необходимо было начать выпуск надежных и дешевых машин, способных заменить высококвалифицированных рабочих.

Суппорт велосипеда
Суппорт велосипеда

В начале XIX столетия на смену прежнему токарному станку пришли новые автоматические высокоточные станки, оснащенные суппортами. Начало этому положил английский станкостроитель Г. Модсли, придумавший токарный винторезный станок, вытачивающий автоматически болты и винты с любой нарезкой. Прежние токарные станки нарезали лишь короткие винты, т. к. не имели суппорта. Двигалась заготовка со шпинделем, а рука рабочего оставалась неподвижной. В станке Модсли неподвижной оставалась заготовка, а двигался суппорт, в котором был закреплен резец. Чтобы суппорт перемещался вдоль станка на нижних салазках, изобретатель с помощью 2-х зубчатых колес соединил ходовой винт суппорта со шпинделем передней бабки. Винт, вращаясь, вкручивался в гайку, та начинала тянуть салазки суппорта, которые начинали скользить вдоль станины. Т. к. ходовой винт и шпиндель вращались с одинаковой скоростью, то резьба на заготовке нарезалась с тем шагом, что была на винте. Чтобы нарезать винты с разным шагом, станок имел запас самых ходовых винтов. Для автоматического нарезания винта заготовку вначале зажимали, затем обтачивали до необходимых размеров, не включая при этом механической подачи суппорта. Затем ходовой винт соединяли со шпинделем, осуществлялась винтовая нарезка за несколько проходов резца. После отключения самоходной подачи каждый раз вручную делался обратный отход суппорта. Ходовой винт с суппортом целиком заменяли руку рабочего, нарезка резьбы делалась точнее и быстрее, чем на старых станках.

Модсли в 1800 году усовершенствовал свой станок, применив набор сменных зубчатых колес вместо сменных ходовых винтов. Это позволяло получать разные резьбы с различным шагом с помощью одного ходового винта. Усовершенствованный станок получил широкое распространение и стал образцом для создания остальных металлорежущих станков. В 1817 году появился строгальный станок с суппортом для быстрой и качественной обработки плоских поверхностей. В 1818 году Уитни изобрел фрезерный станок, а в 1839 году — карусельный станок и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector