Парашют

Парашют Леонардо да Винчи Сегодня парашют, предназначенный для мягкого приземления с большой высоты, стал обычным предметом, которым пользуются во всем мире. Предмет, который так всем привычен, прошел длинный и интересный путь через века, обретя современный внешний вид.
Великий Леонардо да Винчи, ставший автором многих полезных приспособлений и механизмов ренессансной Италии, не обошел вниманием и парашют, разработав конструкцию простейшего аппарата с площадью натянутого купола, приблизительно равного площади современного. Рисунок, подобный устройству конической формы, сохранился в одном из манускриптов 15 века. Однако гениальное изобретение осталась только на бумаге.

Спустя несколько десятков лет, итальянец Фаусто Веранцио, впечатлившись набросками Парашют Фаусто Веранциода Винчи, опубликовал в 1595 трактат «Новые машины». В трактате изображен рисунок летящего с башни человека, подвешенного к шестиметровому куполу, крепившийся по краям на деревянную раму. В 1617 году Веранцио воплотил свою мечту в жизнь, спустившись на куске квадратного холста с колокольни собора Св. Марка в Венеции.

Достижения и потери

Последующие столетия явили миру несколько десятков изобретателей, которые внесли вклад в развитие парашюта. Некоторые погибли во время испытаний своих аппаратов.

Парашют Луи Себастьяна Ленормана
Парашют Луи Себастьяна Ленормана

В 1777 француз де Фонтанж сконструировал вариант парашюта «летающий плащ». Для испытания «плаща» был выбран преступник. В присутствии стражей закона, изобретателя и зрителей рецидивист Жак Думье взошел на парижскую оружейную башню и прыгнул. Полет прошел нормально, уголовному парашютисту отменили смертную казнь.
Вскоре француз Луи Себастьян Ленорман модернизировал конструкцию Фаусто Веранцио. Аппарат имел вид зонтикообразного полотняного купола со стропами, проклеенный с внутренней стороны бумагой с целью снизить воздухопроницаемость. Кроме того, Ленорман придумал «парашют», соединив в одно слово греческое «пара» и французское «шют», что дословно переводится «против падения».

Парашют Андре Жака Гарнерена
Парашют Андре Жака Гарнерена

Андре Жак Гарнерен – первый человек, совершивший прыжок с воздушного шара. 22 октября 1797 на высоте 1 километра над парком Монсо в Париже, он перерезал постромки, связывающие корзину с восьмиметровым куполом. Жена Гарнерена Жанна Женевьева, последовала примеру мужа, став первой в мире среди женщин, совершившей прыжок.

В 19 столетии прыжки с высоты стали популярны среди бродячих парашютистов-циркачей. Воздушные акробаты зарабатывали, демонстрируя рискованные трюки. Одним из самых известных стал Шарль Лэру, который для циркового трюка создал устройство против падения, похожее на большой зонт. Устройство напоминала странноватый парашют-полуавтомат с 12 клиньями, которые соединялись стропами с ременным поясом. Приспособление фиксировалось с боку аэростата специальной бечевкой с пружиной, которая разжималась при прыжке, и парашют отсоединялся от шара. Лэру погиб при испытании во время полета.

В 1880 году Эрвин Болдуин изобретает автоматический парашют. Совершая прыжок, шнур, крепивший конструкцию с шаром, обрывался под тяжестью, наполняя воздухом купол.

Спустя 2 года Лев Стивенсон создает вытяжное кольцо, а Герман Латеман использует новый принцип раскрытия парашюта из удлиненного мешка.

Создание первого авиационного парашюта

Со временем воздушные шары заменили самолеты. По мере развития авиации росло и число жертв. Парашют как спасательное средство для пилотов стал актуальным вопросом.

Глеб Евгеньевич Котельников
Глеб Евгеньевич Котельников

В 1910 году на показательных полетах в Петербурге погиб Лев Макарович Мациевич – легенда русского воздухоплавания. Впечатлившийся трагедией Глеб Евгеньевич Котельников, актер театра, загорелся желанием сконструировать авиационный парашют. Через год, закончив работу, он создал надежное, компактное и легкое устройство, которое собиралось в ранец, крепившийся на пилоте с помощью подвесной системы. На дне заплечного мешка, находились пружины, выбрасывающие, при выдергивании вытяжного кольца, шелковый купол, в края которого был вшит тонкий эластичный трос. Изобретение, ранцевый парашют свободного действия РК-1, который сразу получил признание за рубежом, Котельников зарегистрировал в 1913 году во Франции. Применение устройства в России началось лишь в Первую мировую войну.
Так, простой актер сыграл важнейшую роль в развитии мировой авиации. С течением времени ранцевые парашюты усовершенствовались и изменились, но принцип работы остался прежним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector