Кинематограф в переводе с греческого означает изображать движение. Создать устройство, способное запечатлеть, а затем воспроизвести движущееся изображение пытались многие изобретатели. Однако это оказалось нелегкой задачей, кинематограф был изобретен относительно недавно — в XIX веке и получил огромную популярность в XX веке. Нужно было решить две основные задачи. Во-первых, нужно запечатлеть движение, сделав серию моментальных снимков промежуточных положений движущегося предмета. Во-вторых, следовало спроецировать эти моментальные снимки так, чтобы перед зрителем возникало изображение движущегося объекта.
Еще в 1646 году немецкий изобретатель Афанасиус Кирхер описал принцип работы магического фонаря в своем трактате «Великие искусства света и теней». Через систему линз фонарь проецировал увеличенное изображение небольшого предмета на экран. Чаще всего это были прозрачные пластинки с рисунками. Современный фильмоскоп — яркий представитель волшебного фонаря, ставшего прообразом кинематографа. Правда, до изображения движущегося объекта еще было очень далеко.
В 1833 году австрийский профессор Симон Штампфер изобрел стробоскоп. Прибор состоял из двух дисков, на одном из них, словно на циферблате часов, размещались фигурки, изображавшие процесс в различных его фазах. Например, рисовались отдельные положения летящей птицы. Второй диск был скреплен с первым, на нем имелись радиальные щели, сквозь которые были видны картинки, нанесенные на первый диск. Оба диска вращались на общей оси. При быстром вращении отдельные фазы движения воспринимались слитно. Глядя в смотровое окошко, человек видел летящую птицу в движении. В 1853 году другой австриец — Франц фон Ухатиус изобрел проекционный стробоскоп, соединивший воедино волшебный фонарь Кирхера и стробоскоп Штампфера. Теперь движущие картины можно было смотреть на экране. Прибор получил огромную популярность во многих странах, его назвали «живые картины».
В 1869 году прибор Ухатиуса был усовершенствован Брауном, использовавшим дуговую электрическую лампу большой мощности в качестве источника света. Громоздкость проекционных стробоскопов была их большим недостатком. Прообразом современной мультипликации является проектор французского изобретателя Рейно, называвшийся «Оптический театр» и созданный им в 1888 году. В конце 19-го столетия в усовершенствованных проекторах стали применять прозрачную целлулоидную пленку, которую наматывали на барабан. Первую гибкую негорючую пленку изобрел русский фотограф Болдырев в 1878 году. В 1887 году американские изобретатели Гудвин, а в 1889 — Истмен создали горючую целлулоидную пленку.
В 1859 году Томас Дю Мон изобрел скоростной или хронофотографический аппарат. В своем патенте он абсолютно точно описал и высказал соображения о работе киносъемочного аппарата будущего, в реальности же его скоростной аппарат не очень соответствовал своему описанию. Для скоростной съемки была недостаточной светочувствительность имеющихся фотопластинок. Еще не был изобретен моментальный автоматический затвор, для хронофотографии нужна была фотопленка, а не фотопластинки, отсутствовал механизм движения этой фотопленки. И все же Дю Мона по праву считают одним из праотцов кинематографа. Все эти проблемы были благополучно разрешены в последующие десятилетия.
Большим событием в истории кинематографа, огромным техническим достижением явилось изобретение Эдисоном кинетоскопа. В этом же, 1893 году, Эдисон создал свою студию, где впервые в Америке были сняты коротенькие, на 1,5 минуты фильмы. Длина киноленты около 20 метров. Однако это еще не было кинематографом, так как для быстрой и прерывистой смены движений следовало создать скачковый механизм — основу кинопроекционного и киносъемочного аппарата. Изобретение скачкового аппарата ознаменовало рождение кинематографа.
Первый совершенный киноаппарат, имевший скачковый механизм, был создан Жоржем Демени в 1894 году. В 1895 году братья Люмьеры запатентовали свой киноаппарат и кинопроектор. Тогда же они сняли десять фильмов, каждый из которых был длиной 16 метров. В конце 1895 года они открыли в Париже первый кинотеатр, где начали проходить первые коммерческие сеансы. Весной 1896 года Контенсуза и Бюнцли изобрели и применили скачковый механизм, который используют и в современных киноаппаратах. Почти сразу с момента своего появления кинематограф получил огромную популярность и стал любимым развлечением публики.