Невозможно назвать имя человека, первым, кто изобрел весло и лодку. Существовало много причин, заставивших древних людей искать средства и способы для освоения водных стихий. Первое достоверное упоминание о лодке своими корнями уходит в глубокую древность, около 12 тысяч лет назад у человека появилось первое средство передвижения по водным просторам. Люди издавна селились около водоемов, рек, озер и морей. Здесь они ловили рыбу, которая являлась для них основным источником пропитания. Со временем люди стали задумываться о плавательных средствах, благодаря которым они смогли бы отплыть подальше от берега, где рыбы было значительно больше. Кроме того, люди часто меняли места поселений, кочуя с одного места на другое, в результате чего необходимо было переносить на себе весь домашний скарб. И здесь люди стали задумываться, как облегчить этот непосильный труд, используя подручные средства и силу воды в своих интересах.
Живя у воды, люди обратили внимание, что стволы деревьев в воде не тонут. Воспользовавшись этим свойством, наши предки решили соединить вместе несколько бревен и взяв в руки длинный шест, они совершили свое первое плавание вдоль берега. Так было изобретено первое передвижное средство по воде — хорошо известный сегодня плот. Он прекрасно годился для перевозки больших грузов, особенно, если движение происходило вниз по реке. Однако плот был довольно громоздким, неповоротливым, довольно тяжелым сооружением, кроме того шест, в глубоководных местах не доставал до дна и люди стали использовать для гребли доску.
Постепенно происходило усовершенствование гребневой доски и со временем она приняла лопатообразный вид. Так уже в древние времена было изобретено весло. Со временем у человека появилась потребность в небольшом, более легком, удобном и более маневренном средстве для плавания. Прообразом первой лодки стало тоже бревно. Если наш предок хотел перебраться на другой берег, он ложился на бревно и, работая ногами, плыл по воде. Со временем бревно стали заострять, позже начали стесывать на бревне горбыль, т. к. на плоской стороне было удобней лежать во время плавания. Окончательно бревно превратилось в лодку, когда в нем стали выжигать или выдалбливать углубление для пловца.
Изобретение лодки и весла произошло почти одновременно. Эти изобретения значительно упростили передвижение по воде. Для изготовления с помощью каменных инструментов долбленой лодки требовалось очень много затрат и усилий, поэтому со временем лодки стали изготавливать из коры. Это были легкие лодки, процесс изготовления которых был менее трудоемким. Вначале мастер осторожно отделял кору от дерева, затем аккуратно выскабливал ее и конопатил. Концы подготовленного куска сшивали и связывали корнями. С помощью смолы обрабатывались швы, а для жесткости устанавливали распорки внутри корпуса. Такую лодку, от которой не требовалось большой прочности, мастер мог изготовить очень быстро. В тех местах, где дерева было мало или оно вообще отсутствовало, люди научились делать лодки из шкур животных, в качестве каркаса использовали жесткий китовый ус.
Изобретение лодки и весла открыло новую эпоху в истории освоения человеком водных стихий, он получил первое транспортное средство для передвижения по воде.