В недрах Земли, на глубине примерно 2000 метров расположены месторождения маслянистой темно-коричневой жидкости, имеющей специфический запах, — нефти. Образуется она из разлагающихся остатков организмов и растений. Происходит это в течение многих миллионов лет при особых физико-химических условиях. Нефть — важнейший топливно-энергетический ресурс. В середине XIX века необыкновенно быстрыми темпами начинают разрабатываться месторождения нефти и остро встает вопрос ее добычи и доставки на нефтеперерабатывающие предприятия.
Впервые с трудностями по доставке нефти столкнулись в США, штат Калифорния. Добытую нефть здесь транспортировали по реке в бочках на специальных плотах. Реки здесь были мелководные, чтобы повысить их уровень, в специальных водохранилищах собирали воду, бегущую с гор. 1-2 раза в неделю воду из водохранилищ спускали в реку. Тогда по реке пускали караваны барж с бочками нефти. Около 500 барж доставляло 25, а иногда и 40 тысяч бочек, содержащих нефть. Способ такой транспортировки требовал больших затрат.
Позже к нефтяным источникам начнут прокладывать железные дороги, а нефть станут перевозить в специальных вагонах-цистернах. Тогда же почти одновременно несколько инженеров предложили для перекачки нефти использовать трубопровод. В 1860 году проложить нефтепровод вдоль реки Огайо на расстояние около 50 км предложил инженер Кернс. Однако хозяевам месторождения этот способ казался довольно рискованным и сопряженным с большими трудностями. Лишь через три года появился первый нефтепровод длиной 6 км, через который ежедневно проходило 80 бочек нефти. В 1866 году был сооружен трубопровод для передачи нефти длиной 16 км. Конструктор Чарльз Гетч рассчитал, что с помощью одного насоса он сможет нагнетать нефть по всей длине трубопровода. Понадобилось четыре часа, чтобы нефть по трубопроводу дошла до приемной станции. Таким образом, было доказано, что передача нефти по трубам вполне реальна. Вскоре начали строить другие нефтепроводы, длина которых постепенно увеличивалась.
Первые сооружение для передачи нефти состояли из приемной и сдаточной станций, между которыми была проложена железная труба. С помощью насосов нефть из отборных резервуаров нагнеталась по трубам и поступала к резервуарам сдаточной станции. При передаче нефти на большие расстояния были предусмотрены дополнительные промежуточные станции, оснащенные насосами. В 1874 году был проложен колоссальный по тем временам нефтепровод, длина которого достигала 90 км, диаметр трубы — 100 мм, через него проходило 7500 бочек нефти в день. Сооружение это было проложено из Пенсильвании в Питтсбург.
В 1878 году способ непрерывной транспортировки нефти — нефтепровод изобрел Альфред Нобель. Строительство этого нефтепровода было закончено в 1908 году, а срок его эксплуатации составил более ста лет. На ранней стадии развития нефтедобывающей отрасли нефть из скважин поступала в котлованы, вырытые в земле. Из котлованов нефть ведрами переливали в бочки. На телегах бочки везли к баржам, затем по Каспию и Волге нефть доставляли в Нижний Новгород и дальше по всей России. Брат Альфреда Нобеля — нефтепромышленник Людвиг Нобель заменил котлованы на стальные резервуары, ему же принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическим способом, в результате был получен настолько высококачественный продукт, что его по праву стали называть «черным золотом».
Строительство современных нефтепроводов, протянувшихся на колоссальные расстояния, требует огромных средств и времени. Сегодня понятие нефтепровод включает в себя не только трубопровод, но и насосные станции, перекачивающие нефть, а также нефтехранилища и тысячи людей, обслуживающих это гигантское сооружение. Безусловно, такое масштабное строительство ведется в местах крупных разработок нефти или там, где построены гигантские нефтеперерабатывающие заводы.