Каждый день мы пользуемся знакомыми нам с детства вещами, об истории происхождения которых редко задумываемся. А вот отсутствие привычных для нас вещей делает жизнь менее удобной и комфортной. Кому из нас не знаком с детства карандаш. А какова же история этого любимого всеми инструмента для рисования, где и когда она началась. Потребность в инструментах для письма появилась у человека с древних времен. Прообразом карандаша можно считать стилос, которым в Древнем Риме делались отметки на пергаменте или папирусе. Позже стилосом писали на восковых табличках. Стилос — это тонкий стержень из свинца, олова, дерева, другого металла. Если материал, из которого делали стилос не писал, надписи им просто царапали.
Появление «серебряных и итальянских» карандашей.
В XIII веке стали пользоваться свинцово-цинковыми и серебряными палочками, которые представляли собой кусок проволоки. Их хранили в футляре, иногда припаивали к ручке. Этим инструментом, получившим название «серебряный карандаш», пользовались великие мастера графики Дюрер, Ботичелли. Надписи, сделанные таким карандашом невозможно было стереть, а серые штрихи со временем становились коричневыми. В XIV столетии появился еще один вид карандаша — «итальянский». Стержень такого карандаша был изготовлен из черного глинистого сланца. Позже его делали из жженой кости, растертой в порошок и смешанной с растительным клеем для скрепления. Кстати, художники и сегодня нередко используют итальянский карандаш. Правда, состав стержней усложнился. Происхождение слова «карандаш» ученые связывают с турецким karatas, что означает «черный сланец» и с тюркским karadas, что переводится как «черный камень».
Графитовые палочки для рисования.
XVI столетие ознаменовалось многими открытиями, среди которых было и появление графитовых карандашей. История началась с того, что пастухи из Камберленда нашли месторождение неизвестного ранее минерала черного цвета. Вначале они решили, что это новая порода угля, но он не горел. Позже решили, что это может быть свинец из-за его металлического блеска. Это предположение тоже оказалось неверным — найденная порода не плавилась, не годилась для изготовления пуль и была заметно легче свинца. Зато кусочки найденного графита оставляли четкий след и им можно было метить овец. А сделанные из этого материала тонкие палочки с заостренным концом очень подходили для рисования. Правда, писать им было невозможно — графит легко крошился при надавливании и сильно пачкал руки. В семнадцатом веке графит свободно продавали в лавках. Покупатели, в большинстве своем рисовальщики, стали зажимать графитовую палочку между кусочками дерева, для прочности обматывали нитками, бечевкой из кожи. Конрад Геснер в трактате о минералах 1565 г. первым описал карандаш из графита, вставленный в дерево. В документах от 1683 года встречается упоминание о первых деревянных карандашах. В этот же период появился и «парижский карандаш» из черной сажи, смешанной с белой глиной.
Начало серийного выпуска карандашей.
В 1719 г. в Штайне (Германия) появилось первое предприятие по выпуску карандашей. Смешав графитный порошок с серой и закрепив смесь клеем, немцы получали графитовый стержень низкого качества, хотя и цена карандаша была небольшой. С 1761 г. изготовлением карандашей в Германии занялся Каспар Фабер, бывший столяр, основавший в дальнейшем знаменитую компанию Фабер-Кастелл. При изготовлении карандашей использовался английский графит из Камберленда, однако, позже Англия ограничила вывоз графита из страны из-за его применения в военном деле. Соответственно, цены на графит в Европе резко подскочили. Кстати, свое название графит получил в 1789 г. благодаря немцу Абрааму Вернеру, назвавшего его так от греческого слова «grapho», что означает пишу.
«Родители» современного карандаша.
Талантливый французский изобретатель, художник-живописец Николя Жак Конте разработал в 1794 г. собственную рецептуру производства стержней высочайшего качества. Смесь из графита, глины, сажи, крахмала и воды он обрабатывал повышенными температурами, что позволяло получать стержни высокой прочности. Далее ученый заметил, что изменив пропорции смеси, можно получать стержни разной твердости. Если в смеси больше глины, стержень становится тверже. Если больше процентное содержание графита, стержень мягче и темнее. Это лежит в основе классификации карандашей по твердости: Т означает твердый, М — мягкий, ТМ — средней твердости. В это же время австриец Йозеф Хардмут получил свой вариант графитного стержня, смешав порошок графита, гдины и воды и подвергнув смесь термической обработке. Это стало началом производства знаменитых карандашей «Koh-i-Noor Hardtmuth». Обоих изобретателей, как Конте, так и Хардмута, можно считать родителями современного карандаша. Выпуск деревянных карандашей в России организовал М.В. Ломоносов в одной из деревень Архангельской губернии. Он ввел в обиход понятие «гросс», что по сей день является мировой единицей измерения карандашей, равной 144 штукам. Именно такое количество карандашей по подсчетам Ломоносова должны были делать в день мастер с подмастерьем. В середине XIX века карандаш приобрел еще одну, шестигранную форму, столь привычную для нас сегодня. Ее предложил Лотар фон Фабер-Кастелл, наблюдая, как цилиндрической формы карандаши часто катятся с гладкой поверхности. Вот уже более двух сотен лет не меняется вид и принцип работы простого карандаша в деревянном обрамлении.
Изобретение механического карандаша.
В 1869 году благодаря американцу А.Т. Кроссу мир увидел первый механический карандаш, представлявший собой металлическую трубочку с графитным стержнем внутри и устройством для его выдвижения. Еще в 1916 году японец Хаякава, будущий основатель корпорации Sharp, изобрел механический карандаш, которым мы пользуемся и сегодня.