История происхождения головных уборов неразрывно связана с историей развития всего человечества и насчитывает тысячелетия. Этот предмет одежды как нельзя лучше выражал дух и потребности времени, вкусы людей, их статус и положение в обществе. Историки моды склоняются у тому, что существует два основных вида и силуэта головных уборов: шапка и шляпа, с полями и без полей. Все остальное — лишь варианты основных двух. Существует огромное количество фасонов головных уборов, среди которых берет, бандана, кепка, пилотка, тюбетейка, капюшон, панама, сомбреро, ушанка, фуражка, цилиндр, шапочка без полей, шляпа с широкими полями, шляпка-котелок, шляпка-таблетка и еще сотни других.
Нельзя сказать однозначно, где и когда появился первый головной убор. Возможно, это была шляпа из листьев или шкуры убитого зверя, которую смастерил первобытный человек еще в каменном веке, спасаясь от зноя или холода. Предназначение головного убора, безусловно, зависело от места и условий обитания. Со временем появилось множество новых головных уборов, предназначенных выполнять не только защитные функции. На древнем надгробии в Фивах был изображен человек в соломенном головном уборе. Греки называли этот убор петасос. Именно он стал прародителем изобретенных позже шляпок и шляп. Прародителем шапок стал другой греческий головной убор пилос — наподобие чепчика, без полей. Солома, кора, тростник стали материалом для изготовления первых головных уборов. Еще одним из древнейших головных уборов является платок. В Древнем Египте голову фараона украшал «немес» с синими полосами. Изображение фараона в «немесе» можно увидеть на саркофагах и настенных изображениях. Жрецы и приближенные фараона носили на голове клафты.
В эпоху Средневековья мода на головные уборы не отличалась разнообразием, основное внимание уделялось их защитным функциям. Именно тогда появились разные виды шлемов. Кстати, потомком средневековых подшлемников является балаклава. В этот же период роль шляп часто выполняли капюшоны, видоизмененные со временем в шапероны — что-то наподобие тюрбана с украшениями-фестонами, которые носили и женщины и мужчины. Долгое время основным женским головным убором были платки и вуали, менялось лишь качество тканей и некоторые детали. Интернет магазин одежды предлагает широкий спектр товаров по доступным ценам.
В XIV в. благодаря Изабелле Баварской в моду вошли конусообразные женские шляпки без полей, высота которых порой достигала метра, что заставляло дам приседать при входе в помещение. Название головного убора «атур» переводится как «накрученный». Еще одно его название — «геннин». Каркас шляп изготавливали из китового уса, накрахмаленного льна, плотной бумаги. Каркас покрывали дорогими тканями и спускали по нему прозрачную вуаль. Позже большой популярностью пользовался «рогатый» тип каркаса, покрытый слоями вуали. Ходить с непокрытой головой в те времена считалось плохим тоном. Это послужило толчком к изобретению чепцов, под которые убирались все волосы. Чепцы получили широкое распространение среди всех слоев населения, правда, отличались стоимостью ткани.
Викторианская эпоха — один из лучших периодов расцвета головных уборов, когда шляпы становятся не только необходимым аксессуаром одежды, но и ее украшением. Модные тенденции задаются разнообразием форм, расцветок, пряжек, перьев, ленточек. Женщины предпочитали шляпы с широкими полями, украшенные плюмажем. Во время военных сражений и на охоте поля мужских фетровых шляп стало модно подкалывать с двух, немного позже — с трех сторон. Так появились треуголки. В начале 19 столетия появились цилиндры — высокие шляпы, имевшие плоский верх, и пользовавшиеся необыкновенной популярностью. Французский шляпник Гибус и его брат успешно усовершенствовали конструкцию цилиндра и предложили миру шляпу-шапокляк. Это был цилиндр, который складывался после хлопка. В это же время появилась женская шляпка с высокой тульей и жесткими полями — «капор», соединивший в себе элементы чепца и шляпы. Немалой популярностью в 19 столетии начинаются пользоваться соломенные шляпы с узкими полями — канотье. Изначально их носили спортсмены-гребцы, но позже подобный фасон шляп приглянулся не только мужчинам, но и многим женщинам. Среди поклонниц была и законодательница моды француженка Коко Шанель. Помимо канотье появились женские котелки и цилиндры из шелка, украшавшие модниц 19 столетия. Следует заметить, что в 19 в. головному убору придавалось невероятно большое значение. Головной убор сегодня является важной деталью как мужского, так и женского гардероба. Впрочем, современный стремительный век вносит и здесь свои коррективы. На смену изящным шляпам и шляпкам пришли более практичные многофункциональные головные уборы — капюшон, платок, берет, шапочка без полей, чаще всего вязанная.