Рудольф Дизель — выдающийся немецкий изобретатель. В истории автомобилестроения известны имена таких немецких изобретателей, как Г. Даймлер, К. Бенц, американского изобретателя и промышленника Г. Форда. Изобретение, сделанное Р. Дизелем, ставит его в один ряд с этими великими именами, ибо без его открытия немыслим мир машин сегодня. Р. Дизель является создателем двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, носящим его имя. Родился Дизель 18 марта 1858 года. Родители будущего изобретателя были немцами, эмигрировавшими во Францию. После начала франко-прусской войны семью выслали в 1870 году в Англию. Образование Дизель получил в Германии, он с отличием окончил Мюнхенскую Высшую политехническую школу. В 1880 году известный инженер Карл фон Линде берет его на работу в отделение своей фирмы в Париже.
Будучи еще студентом, он увлекается идеей увеличить КПД паровой машины, который не удавалось поднять выше 10%. Дизель стремится создать двигатель, в котором воздух сжимается так, что при соединении его с топливом возникает нужная для воспламенения температура. Этот двигатель может работать не только на дорогостоящем бензине, но и на солярке, керосине, нефти. В 1890 году его переводят в отделение фирмы в Берлине, где он закончил свои расчеты и дал теоретическое обоснование «экономического термического двигателя».
Наконец 28 февраля 1892 года он получил патент на созданный им четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Это был патент на первый двигатель, в котором происходит самовоспламенение топливной смеси от сжатия. Впоследствии двигатель назовут именем изобретателя. Дизель решил сжимать в цилиндре двигателя чистый воздух, а не горючую смесь. Когда давление в цилиндре достигало 90 атм, а температура достигала почти 900 градусов, в цилиндр под высоким давлением подавалось жидкое топливо, которое тут же воспламенялось. Расширяясь, газы, двигали поршень. Благодаря такому решению, значительно повышался КПД двигателя, здесь не требовалась система зажигания.
Дальше Дизель приступает к воплощению своей идеи в жизнь и в конце июля 1893 года вместе со своими помощниками он проводит испытание первого в мире дизельного двигателя. Однако, под давлением опытный образец разлетелся на части, едва не лишив жизни изобретателя и его помощников. В июне 1894 года была создана вторая модель двигателя, в которой давление доходило до 35-40 атм, а температура в конце сжатия доводилась до 600 градусов. Опытный образец проработал в течение минуты и совершил 80 оборотов. Успех пришел с запуском нового опытного образца в 1896 году — КПД нового двигателя было на 10% выше, чем у бензиновых двигателей, он был экономичен, работал на дешевом топливе.
Продемонстрированный в 1897 году двигатель Дизеля был высоко оценен во многих странах, патент был куплен многими крупнейшими компаниями Франции, Германии, Англии, России, Бельгии, Швейцарии. Уже в 1898 году он неожиданно становится миллионером, получая доходы от продажи патентов. Двигатели Дизеля получили в 1900 году Гран-при на всемирной выставке, проходившей в Париже. Однако, двигатели, запущенные в серийное производство, не всегда работали удовлетворительно, часто выходили из строя. Многие заводы по выпуску двигателей имели устаревшее оборудование и Дизель потратил много сил и времени, чтобы разработать современные станки по выпуску двигателей, найти подходящие сплавы, подготовить высококлассных специалистов. К началу 20-го столетия основные трудности были преодолены и двигатели нашли широкое применение в промышленности и на транспорте.
Умер Рудольф Дизель 29 сентября 1913 года. Смерть его и сегодня окутана тайной. Известно, что на пароходе «Дрезден» он направлялся из Антверпена в Лондон, где открывался завод по производству двигателей. Вечером он спустился в свою каюту и больше его не видели, его тело через несколько дней было найдено рыбаками в море. Возможно, это был несчастный случай, возможно, изобретатель свел счеты с жизнью из-за финансовых трудностей, возможно, это было убийство по заказу нефтяных магнатов, а возможно, талантливый изобретатель был устранен агентами тайной службы Германии, чтобы тот не продал свои открытия Англии накануне первой мировой войны. Как бы там ни было, а обстоятельства его гибели так и остались нераскрытыми. Созданный Дизелем двигатель работает и совершенствуется, он приводит в действие суда, тепловозы, большегрузные и легковые автомобили, тракторы и многоместные автобусы, передвижные электростанции и др.